Академик АН Туркменской ССР
Б. Л. СМИРНОВ

ВИШНУИЗМ

   Статья: "Вишнуизм", Философская энциклопедия, Москва, ГНИ "Советская энциклопедия"; т. 1, 1960г. стр. 264

   ВИШНУИЗМ – наиболее распространённая наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения – боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период её упадка (6-5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой – гл. богом брахманов (жрецов).

   В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос. религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т. д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. – Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3-1 вв. до н. э. и ярко отражено в эпосе "Махабхарате" и "Рамаяне".

   Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну – Нараяна – отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлён с вождём Кришной ("Чёрный"), выразившим идеалы кшатриев.

   В сер. 1-го тыс. до н. э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимается В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" – в "Нараянии" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты.

   Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.-Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1-4, Ашхабад, 1956-58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Saivaism and minor religions systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd. 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Willmann-Grabovska H., Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P., 1933; Macnikol N., The living religions of the Indian people, L., 1934.

   Б. Смирнов. Ашхабад.

Кнопка 88х31 сайта mahabharata.ru